Логотип

Новости

Основные этапы внедрения RCM. Часть 2

В предыдущей статье Основные этапы внедрения RCM. Часть 1 были представлены первые три основных этапа внедрения программы RCM, которые являются важными для правильного начала RCM-проекта. 4-й и 5-й этап являются аналитическими или исследовательскими этапами процесса RCM, в которых рассматриваются функциональные сбои, типы отказов оборудования, их причины и последствия.

Этап 4 Определение функциональных сбоев

Функциональный сбой определяется как невозможность оборудования выполнять одну или более предусмотренных функций для соответствия критериям эффективности, приемлемым для владельца оборудования. Функциональные сбои могут включать в себя:

  • Полное невыполнение функции
  • Плохое выполнение функции
  • Избыточное выполнение функции
  • Выполнение нежелательной функции
  • и т.д.
Необходимо иметь в виду, что ключевая цель RCM – предотвращение потери функциональности, а не оборудования, поэтому в этих формулировках сбоев следует избегать упоминания оборудования.
Кроме того, следует помнить, что функциональные сбои не должны быть простыми определениями или одиночными описаниями. Функция может иметь множество сбоев. Они нуждаются в разграничении, поскольку на последующих этапах эти различные сбои будут относиться к различным видам повреждений, которые могут быть вызваны разными причинами и иметь различные последствия, которые необходимо устранять по-разному. Проще говоря, функциональные сбои не являются равноценными.   
Помимо всего, не следует забывать, что определения сбоев оборудования тесно взаимосвязаны с его функциональным (эксплуатационным) контекстом. Поэтому не следует делать общие выводы ни о функциях тождественного оборудования, ни об их функциональных сбоях в том случае, если оборудование функционирует в различных контекстах или используются при различных требованиях и прогнозируемых результатах.    

Этап 5 Определение и оценка (категоризация) последствий сбоев 

Анализ последствий сбоев (отказов) рассматривает, то, что происходит в отказном режиме. Выявление последствий сбоев подразумевает ответы на такие вопросы как:

  • Что будет наблюдаться при наступлении сбоя?
  • Каково влияние этого сбоя на производственную деятельность?
  • Каково влияние этого сбоя на окружающую среду/ безопасность?
  • Какое физическое изменение произойдет с оборудованием или смежным оборудованием?
  • Какие тревожные сигналы или указатели будут наблюдаться?
Последствия могут быть определены на трех различных уровнях:
  • Местный (локальный) эффект – Что наблюдается в отдельном компоненте?
  • Эффект на следующем уровне – Что наблюдается на уровне подсистемы?
  • Конечный эффект – что наблюдается на системном уровне?
Например, если в вашей машине кончился газ, то:
  • Локальный эффект: Топливные инжекторы не подают газ в двигатель
  • Эффект на следующем уровне: Двигатель прекращает работать
  • Конечный эффект: Машина останавливается, и вы опаздываете на работу

Этап 6 Определение причин сбоев (типов отказа)

Причина сбоя (режим отказа) представляет собой определенную причину функционального отказа на реализуемом уровне (т.е. уровне, на котором возможно применить стратегию технического обслуживания для нейтрализации потенциального сбоя). Определение причин сбоев (режима отказа) является очень важным. Это очень время- и трудозатратный шаг, но он того стоит! Ежедневные вопросы технического обслуживания обычно решаются на уровне вида неисправности (например, плановые задания, выдаваемые для отдельных видов сбоев, отзыв продукции вследствие определенных неожиданных сбоев, или частые сбои, экстренный проект или совещания по техническому обслуживанию, вызванные произошедшим сбоем и пр.). Широкое обсуждение по определению режима отказа на этом этапе процесса RCM будет иметь большое положительное влияние на успех проекта. Это то, что может определить различия между реактивным и превентивным планом технического обслуживания.

Причины сбоя (режимы отказа) могут быть описаны почти на любом уровне детализации. В различных ситуациях используются различные уровни. В некоторых ситуациях может быть достаточно установить непосредственную причину сбоя (например, прокол шины), а в других необходимо углубление до молекулярного уровня.

Руководство рекомендует «описывать типы отказа достаточно подробно, чтобы было возможно выбрать адекватную стратегию парирования отказов, но не слишком подробно, чтобы на анализ не было потрачено лишнее время». Общим правилом является остановиться на таком уровне, ниже которого для организации становится невозможным определить стратегию парирования отказов.

Если планируется выполнение анализа статистических данных, еще одним критическим сегментом информации для сбора на этом этапе является категория времени. Необходимо зафиксировать точное время, в которое произошел сбой (или временной интервал между случаями отказа), наряду с другой информацией, такой как условия эксплуатации оборудования. Такие данными будут являться центральными для анализа данных о долговечности и оценки вероятности возникновения отказа. Это то, что будет использовано для количественного выражения термина «R» («Надежность») в техническом обслуживании, направленном на обеспечение надежности оборудования. Виды отказов, которые еще не произошли, но расцениваются как реально возможные, являются трудным аспектом процесса RCM. В этом случае потребуется больше мнений и/или применение других методик анализа надежности (таких как ускоренные испытания).   

ПРИМЕЧАНИЕ: Многие практики RCM сначала определяют вид отказного режима, а затем описывают и категоризируют последствия отказов. Логика анализа может применяться таким же образом, вне зависимости от выбранной последовательности.

Следующий 7 этап состоит из выбора задач технического обслуживания

  • Что необходимо сделать для прогнозирования или предотвращения каждого сбоя (профилактические задачи и интервалы)?
  • Что необходимо сделать, если соответствующие профилактические задачи не могут быть найдены (действия по умолчанию)?

В данной узловой точке целью является определение перечня применимых подходящих задач, а затем выбор задачи, позволяющей соответствовать целям технического обслуживания и получить наибольший возврат инвестиций.  

Стратегии предотвращения отказов

Существует несколько стратегий предотвращения отказов, которые можно внедрить.  

Плановые инспекции

Целью инспекций является обнаружение сбоев, которые уже произошли, но еще не вышли на поверхность или выявление сбоев, которые вот-вот произойдут.  

  • Контроль с целью поиска неисправностей: инспектирование оборудования на регулярной основе для обнаружения скрытых отказов оборудования до использования его в эксплуатации. Если оборудование пришло в негодность, инициируйте внеплановое восстановительное техническое обслуживание.
  • Осмотры по состоянию: осмотр оборудования на регулярной или постоянной основе  (диагностический контроль) для выявления условий, сигнализирующих о том, что сбой вот-вот произойдет. Это можно осуществить, измеряя какой-либо параметр, коррелирующий с условиями начального отказа. Если обнаружено, что оборудование близко к отказу, инициируется предупредительное техническое обслуживание.

Планово-предупредительный ремонт

Этот тип технического обслуживания, запланированный заранее для «трудных времен», вне зависимости от очевидного состояния оборудования. Нацелен на восстановление первоначальной технической способности оборудования.

  • Обслуживание: выполнение смазки или других сервисных мероприятий на регулярной основе (например, смазка и замена масла)
  • Ремонт: ремонт или капитальный ремонт оборудования на регулярной основе (например, переборка двигателя)
  • Замена: отбраковка старого оборудования и замена его на новое на регулярной основе (Например, замена воздушных фильтров через регулярные интервалы)

Эксплуатация до отказа

Продуманное решение об эксплуатации оборудования до отказа и его остановка после отказа, мероприятия по регулярному техническому обслуживанию не выполняются.

Конструктивное изменение

Изменения могут быть внесены в спецификации любой единицы оборудования. Это может включать в себя: перепроектирование оборудования, выбор другого оборудования, перенос оборудования, создание резерва, выполнение других единовременных изменений для улучшения надежности/готовности оборудования, или оптимизация способа эксплуатации оборудования (например, процедуры, инструктажа и/или документации).

Выбор стратегии предотвращения отказов

Выбор подходящей стратегии или стратегий предотвращения отказов основывается на сочетании таких факторов как техническая осуществимость, суждений/опыта и целесообразности выполнения задачи. Выбор задачи начинается с понимания характера возникновения неисправностей режима отказа, с которыми мы собираемся бороться. Это означает необходимость знания моделей распределения вероятности отказа (плотность распределения вероятности – ПРВ), управляющую режимом отказа. Поэтому необходимо определить степень информированности о характере возникновения неисправности с течением времени. Для  разработки модели распределения вероятности отказа можно использовать данные о сбоях из предыдущих ведомостей технического обслуживания или тестирования оборудования, или приблизительные оценки исходя из инженерных знаний, или информацию от поставщика. Это буква «R» — «Надежность» в аббревиатуре RCM, которую часто упускают из виду в процессе технического обслуживания, направленного на обеспечение надежности. При отсутствии обоснованной оценки надежности внедрение задачи может привести к непродуктивным и контрпродуктивным результатам.

Использование моделирования для сравнения действий 

В дополнение или взамен подхода с использованием логических диаграмм аналитик RCM может пожелать использовать сравнение стоимости и доступности потенциальных стратегий парирования отказов при выборе задач технического обслуживания. Метод моделирования может помочь в сравнении стратегий технического обслуживания. Получив точную информацию о способе эксплуатации оборудования, вероятности возникновения сбоев и характеристиках технического обслуживания, аналитик может использовать моделирование для оценки стоимости и средней полезности, ожидаемой в течение срока службы оборудования при использовании конкретной стратегии технического обслуживания. Эти расчеты затем могут быть использованы для сравнения стратегий ТО, чтобы можно было выбрать наиболее экономичный подход для приемлемого уровня функционирования.

Действия по умолчанию 

При невозможности найти предупредительных задач (осмотр по состоянию, предупредительное техническое обслуживание или задача по поиску неисправностей), целесообразных и осуществимых, необходимо предпринять действие по умолчанию. Соответствующее действие по умолчанию может быть выполнено на основании последствий отказа. Если предупредительные задачи для снижения экологического риска до приемлемого уровня не могут быть найдены, оборудование должно быть переконструировано (перепрофилировано), или необходимо изменение технологического процесса/системы, использующих данное оборудование. Если предупредительные задачи для снижения практических последствий не могут быть найдены, решение по умолчанию может быть «не предпринимать никаких действий». Если ремонтные или эксплуатационные затраты слишком высоки, может потребоваться переконструирование.

Напишите нам:

Внедрение систем
Обучение руководителей и специалистов
Разработка
Техническая поддержка
IT-Консалтинг
Подписка на рассылку
Вас интересует:
Отправить

Заказать презентацию:

Отправить